Не так давно в дневнике у
Nyctalus состоялась дискуссия о названиях, и мне захотелось начать этот отзыв с нескольких дополнительных комментариев к тому обсуждению. Я осознаю, что у меня действительно ЕСТЬ предубеждение против фиков со стилизованными под Роулинг названиями «Гарри Поттер и читайте-чтобы-узнать-что-это-за-странное-слово» и их варициями «Гермиона Грейнджер и... Драко Малфой и... Том Реддль и...». Дело, конечно, не в том, что такие названия не оригинальны – я уважаю желание авторов попытаться достойно скопировать стиль Роулинг, что и является, в общем-то, первоначальным смыслом слова «фанфикшен». Нет, дело в том, что среди таких попыток 99% являются неудачными, и даже заглядывать в новый шедевр («Гарри Поттер проснулся оттого, что у него более шрам» ) часто интуитивно не хочется.
Только ведь наша интуиция иногда нас подводит. Так случилось и со мной. Когда-то в рецензелке Народного Перевода «завис» фик с названием «Том Реддль и Зеркальный коридор», и не одну неделю я тщательно игнорировала его присутствие , не надеясь найти там что-нибудь более интересное, чем историю о разнесчастном мальчике, обиженном судьбой, друзьями и девушками, и решившем отомстить в буквальном смысле всему миру. Потом, когда я прочла отрывок в рецензелке, мне стало стыдно. Потому что я нашла там историю об обыкновенном мальчике с трудной судьбой и трудным характером, который слишком рано научился нарушать правила.
А теперь собственно
рецензия на фик Britv’ы «Том Реддль и зеркальный коридор»
Автор находится здесь
Фик – здесь.
Искренне надеюсь, что автору хоть немножко понравится, потому как лучшей благодарности за удовольствие от чтения я не придумала .
_______________________________
Мне кажется, что те, кто прочтут «Зеркальный коридор» найдут в нем отголоски когда-то прочитанных и полюбившихся книг – не только Роулинг. Удивительным образом страницы этого фика вобрали в себя и истории о юных искателях приключений («Том Сойер), и о несчастном детстве в приюте («Джейн Эйр»), и общественную сатиру (книги Дж. Остин), а ближе к концу на них появились даже паралелльные вселенные и невероятные создания, пересилившиеся, кажется, или из «Синдбада-морехода», или из миров Шекли и Желязны.
Блестяще использовав в фике прочитанное и пережитое, автор вызвал во мне белоснежно-белую зависть огромным количеством оригинальных, свежих находок: теория времени и Гримуар, страгийский орден и их зеркала, цветок Веримус и чиновник-Душелов, идеи совпадений и равновесия. Бритва смогла придумать и поселить на страницах истории Тома Реддля такое количество интересных персонажей, таинственных артефактов и интригующих тайн, что повествование затягивает в себя, словно в думоотвод – а что может быть увлекательней?
Больше всего мне в фике импонирует достоверность, с какой выписаны характеры героев. Они настоящие, «живые». В героев Бритвы и их поступки веришь. И в девочку Ориэль, истинную гриффиндорку, которая сначала бросается грудью на амбразуру, а потом думает. И в Кая – сына самого богатого мага, увлекающегося ручной работой и привыкшего к одиночеству и неприязни окружающих. И в мальчика-сироту Тома, впервые вжизни нашедшего друзей и, страстно желая не возвращаться на лето в приют, спасшего мимоходом мир от угрозы владычества Гриндевальда. Не менее интересны и второстепенные персонажи фика, которые, надо сказать, сияют иногда ярче главных. Богач Гридингс, уродливый в своей ничтожности; профессор Клио Кривелли, воспринимающая мир с позиции там-тогда; Рудольф Ривейра, обладающий гораздо лучшим даром предвидения, чем какой-либо из профессоров прорицания, и не нуждающийся для этого в третьем глазе; Тот-кто-придумал-правила-игры, уставший от своих же правил и Леорика, не устающая их нарушать.
Если говорить о главном герое фика Бритвы, то я нашла в нем и положительные, и отрицательные черты. Том сообразительный, талантливый мальчик, но есть в нем три черты, которые мне не нравятся: эгоизм, страх и недоверчивость.
В мыслях Тома его стремление во что бы то ни стало разыскать дедушку мотивируется прежде всего не тоской по близкому человеку, а собственным нежеланием возвращаться в приют на лето. А чувство страха у Тома специфическое – если у других людей оно обычно вызывает отупение и паралич, то у юного Реддля вдруг просыпается хитрость, изворотливость и активность. Я ЕЩЕ не вижу в Томе Вольдеморта, но я УЖЕ понимаю, что есть все предпосылки для того, чтобы он им стал: отсутствие семьи, жестокость условий в приюте, легкое разочаровние в Хогвартсе, унижения со стороны Слизеринцев, влияние мироощущения страгиек, яркий пример нарушительницы правил Веритус-Леорики, а также природный ум, расчетливость и гордость.
Если продолжить рассуждать о Томе, то еще одна любопытная выдумка Бритвы – своеобразные параллели-противопоставления судьбы Том Реддля и его будущего "дамоклова меча" Гарри Поттера. Например, как и Гарри, Том – сирота и растет не в лучших условиях. Только в отличие от Гарри, он научился использовать других - более слабых - чтобы избегать поручений и наказаний. Как и Гарри, Том находит в Хогвартсе двух друзей – мальчика и девочку, только из них троих именно ему лучше всех дается учеба. Как и Гарри, Том и его друзья немедленно влипают в кучу неприятностей и приключений, попутно вступая в схватку с самым Гриндевальдом, хотя в конце зарабатывают за это лишь три балла (зато от кого!)
Пожалуй, для меня самым интересными в фике были уроки магической истории профессора Кривелли. Всегда удачно выбранные, неоднозначные исторические события, потрясающая идея дать детям возможность попытаться что-то изменить позволили как нельзя лучше увидеть в такой ситуации нестандартность мышления и дальновидность Тома Реддля.
Не думаю, что мне удастся полноценно удовлетворить автора моими потугами в роли литературного критика, если я немного не займусь этой самой критикой.
Я тщательно прислушалась к своим ощущеним и нашла в тексте фика вот какой небольшой недостаток: чрезмерную «взрослость» детей. Десяти-одиннадцатилетние первогодки Хогвартса мгновенно улавливают суть сложнейших явлений, качественно анализируют и подытоживают происходящие события, частенько произносят речи, подстать Мартину Л. Кингу (чего стоит гневная отповедь Реддля Тому-кто-придумал-правила-игры).
Впрочем, это мелочь Читать фик легко и интересно. Стиль повествования плавный, насыщенный интересными деталями, но без ненужных подробностей, а юмор помогает и читателю, и героям в самых "трудноописательных" моментах.
Очень хочу, требую продолжения!!!
(а где-то в уголке памяти тревожно бьется смутное предупреждение: "Желаний стоит бояться — они сбываются в самый неожиданный момент", — Тот-кто-придумал-правила-игры. )